- Код статьи
- S30345065S2686739725020173-1
- DOI
- 10.7868/S3034506525020173
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 520 / Номер выпуска 2
- Страницы
- 325-332
- Аннотация
- Быстрое сокращение площади арктических морских льдов в последние десятилетия и увеличение продолжительности безлёдной навигации по Севморпути является одним из позитивных последствий глобального потепления для России. Вместе с тем дальнейшее таяние морских льдов может привести к продолжительному сезонному освобождению морского пространства за пределами исключительной экономической зоны России (ИЭЗР) со значительными экономическими и геополитическими рисками. В работе приводятся оценки возможных изменений концентрации морских льдов в Арктике и периода продолжительности открытой воды, в том числе за пределами ИЭЗР в XXI в. по данным ансамбля моделей климата CMIP6 для умеренного и агрессивного сценариев антропогенного воздействия на климат. В том числе показано, что уже в середине XXI в. продолжительность безлёдной навигации за пределами ИЭЗР может составить более двух с половиной месяцев.
- Ключевые слова
- морской лёд период открытой воды исключительная экономическая зона России Российская Арктика спутниковые данные модели климата
- Дата публикации
- 28.12.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 53
Библиография
- 1. Володин Д.А. Россия, Канада и новые морские пути в Арктике // США - Канада. Экономика, политика, культура. 2013. № 3. C. 53-70.
- 2. Мохов И.И., Погарский Ф.А. Изменения режимов морского волнения в Арктическом бассейне при изменениях климата в XXI веке по модельным расчетам // Доклады РАН. Науки о Земле. 2021. Т. 496. № 2. С. 189-193. https://doi.org/10.31857/S2686739721020134
- 3. Мысленков С.А. Анализ высоты ветровых волн и продолжительности безледного периода вдоль Северного морского пути с 1979 по 2021 гг. // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2024. № 2. С. 134-145. https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.79.2.11
- 4. Парфенова М.Р., Елисеев А.В., Мохов И.И. Изменения периода навигации в Арктических морях на Северном морском пути в 21 веке: байесовы оценки по расчетам с ансамблем климатических моделей // Доклады Российской академии наук. Науки о Земле. 2022. Т. 507. № 1. С. 118-125. https://doi.org/10.31857/S2686739722601454
- 5. Проскуряков М.Р. Геополитика Арктики - новый формат для диалога // Universum: общественные науки: электрон. научн. журн. 2022. 11(90). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/14550 (дата обращения: 05.01.2024).
- 6. Семенов В.А., Мартин Т., Беренс Л.К., Латиф М., Астафьева Е.С. Изменения площади арктических морских льдов в ансамблях климатических моделей CMIP3 и CMIP5 // Лёд и Снег. 2017. Т. 57(1). С. 77-107. https://doi.org/10.15356/2076-6734-2017-1-77-107
- 7. Семенов В.А., Черенкова Е.А., Алдонина Т.А. Современные и ожидаемые характеристики сезонного хода ледового покрова в морях Российской Арктики // Доклады Российской академии наук. Науки о Земле. 2023. Т. 511. № 1. С. 112-118. https://doi.org/10.1134/S1028334X23600780
- 8. Boylan B.M. Increased maritime traffic in the Arctic: Implications for governance of Arctic Sea routes // Marine Policy. 2021. V. 131. P. 104566. https://doi.org/10.1016/j.marpol.2021.104566
- 9. Jahn A., Holland M.M., Kay J.E. Projections of an ice-free Arctic Ocean // Nat Rev Earth Environ. 2024. V. 5.P. 164-176. https://doi.org/10.1038/s43017-023-00515-9
- 10. Liu M., Kronbak J. The potential economic viability of using the Northern Sea Route (NSR) as an alternative route between Asia and Europe // J. Transp. Geogr. 2010. V. 18(3). P. 434-444. http://dx.doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2009.08.004
- 11. Matveeva T.A., Semenov V.A. Regional Features of the Arctic Sea Ice Area Changes in 2000-2019 versus 1979-1999 Periods // Atmosphere. 2022. V. 13. P. 1434. https://doi.org/10.3390/atmos13091434
- 12. Meier W.N., Stroeve J. An updated assessment of the changing Arctic sea ice cover // Oceanography. 2022. V. 35. P. 1-10.
- 13. O'Neil et al. The Scenario Model Intercomparison Project (ScenarioMIP) for CMIP6 // Geosci. Model Dev. 2016. V. 9. P. 3461-3482.
- 14. Schøyen H., Bråthen S. The Northern Sea route versus the Suez Canal: cases from bulk shipping // J. Transp. Geogr. 2011. V. 19(4). P. 977-983. http://dx.doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2011.03.003
- 15. Theocharis D., Pettit S., Rodrigues V.S., Haider J. Arctic shipping: A systematic literature review of comparative studies // Journal of Transport Geography. 2018. V. 69. P. 112-128.
- 16. The United Nations Convention on the Law of the Sea, Treaty series, 1982. V. 1834. №1-31363. 370 p. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/lawsea46-84.pdf (дата обращения: 04.01.2024).
- 17. Tudorache V.P., Antonescu N.N. Challenges of oil and gas exploration in the Arctic // Journal of Engineering Sciences and Innovation. 2020. V. 5. Issue 3. P. 273-286.